Для вертикального перемещения сыпучих материалов применяют нории, ковшевые (черпаковые) погрузчики. Нория – одно из самых экономичных по энергозатратам устройств для вертикального перемещения сыпучих грузов. Конструктивно состоит из: узкой (шириной 100-400 мм) резинотканевой ленты (или цепи) с прикреплёнными по всей длине ковшиками (черпаками), двух барабанов (звёздочек) сверху и снизу, а также кожуха, выполняющего функции рамы и ограждающей конструкции. Снизу установлен загрузочный патрубок (носок) и натяжное устройство. Вверху установлен привод и выгрузной патрубок. В нории удачно уравновешена грузонесущая ветвь за счёт не несущей ветви. Таким образом, получается, что энергия идёт только на полезную работу по подъёму груза и на трение в подшипниках барабанов (звёздочек). Ещё с норией может сравниться колесо с прикреплёнными черпаками, однако оно слишком громоздко, даже при подъёме на высоту 5м.
Нории применяют практически всегда в составе зерноочистительных, зерносушильных комплексов, а также комплексов и технологических линий по приготовлению комбикормов в сельском хозяйстве.
Производим нории двух исполнений: закрытое – в кожухе (одно- и двухтрубные) и открытое. Последние отличаются от закрытых тем, что несущей конструкцией является лёгкая рама из уголка или швеллера, на которую монтируются барабаны (звёздочки) и привод. Такие нории применимы для производств, где нет ограничений по пылевыделению, и требуется одновременная подача по вертикали и горизонтали. Их цена, обычно, на 10 – 15% ниже аналогичных закрытых. Можем изготовить нории высотой до 30м и производительностью до 100 т/ч.
На базе «норий открытых» выпускаются погрузчики ковшевые – передвижные или стационарные, могущие работать, в отличие от норий, под углом к горизонту. Обычно угол составляет 60- 80º. Можем изготовить ковшевой погрузчик производительностью до 30 т/ч, длиной стрелы до 10м.